ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 10RS0017-01-2024-000396-22 |
Дата поступления | 02.07.2024 |
Категория дела | Споры, возникающие из семейных правоотношений → Другие, возникающие из семейных отношений → О социальной поддержке детей-сирот или оставшихся без попечения родителей → Иные споры, возникающие при реализации Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" |
Судья | Тимошкина Татьяна Николаевна |
Дата рассмотрения | 06.08.2024 |
Результат рассмотрения | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Суд (судебный участок) первой инстанции | Сортавальский городской суд |
Номер дела в первой инстанции | 2-387/2024 ~ М-219/2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Маркова А.В. |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Передача дела судье | 02.07.2024 | 15:18 | 02.07.2024 | ||||||
Судебное заседание | 06.08.2024 | 10:30 | Вынесено решение | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ | 04.07.2024 | ||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 07.08.2024 | 17:14 | 07.08.2024 | ||||||
Передано в экспедицию | 09.08.2024 | 09:14 | 09.08.2024 |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ИСТЕЦ | Информация скрыта | ||||||||
ИСТЕЦ | Информация скрыта | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Информация скрыта | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Информация скрыта | ||||||||
ИСТЕЦ | Информация скрыта | ||||||||
ОТВЕТЧИК | Информация скрыта |
Судья Маркова А.В. |
33-2452/2024 |
10RS0№-22 2-387/2024 | |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ К.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 августа 2024 г. |
(.....) |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики К. в составе:
председательствующего судьи Мишеневой М.А.
судей Тимошкиной Т.Н., Ващенко Е.Н.
при ведении протокола помощником судьи Ануфриевой А.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика администрации Сортавальского муниципального района на решение Сортавальского городского суда Республики К. от ХХ.ХХ.ХХ по исковому заявлению прокурора (.....), действующего в интересах Афанасьевой Ю. Н., к администрации Сортавальского муниципального района о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Заслушав доклад судьи Тимошкиной Т.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор (.....) обратился в суд в интересах Афанасьевой Ю.Н. к администрации Сортавальского муниципального района по тем основаниям, что Афанасьева Ю.Н. является лицом из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в Список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, подлежит обеспечению жилым помещением на территории Сортавальского муниципального района под №. Афанасьевой Ю.Н. уже исполнился 21 год, до настоящего времени жилым помещением она не обеспечена, вынуждена проживать в съемном жилом посещении. С учетом изложенного прокурор просил обязать администрацию Сортавальского муниципального района предоставить Афанасьевой Ю.Н. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью не ниже нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого смещения в границах Сортавальского муниципального района.
Решением суда исковые требования удовлетворены. Суд возложил на администрацию Сортавальского муниципального района обязанность предоставить Афанасьевой Ю.Н. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, площадью не ниже нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения на территории Сортавальского муниципального района.
С решением суда не согласна администрация Сортавальского муниципального района (далее - Администрация), в своей апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований Афанасьевой Ю.Н. отказать. Судом не дана оценка тому обстоятельству, что обязанность по обеспечению жилым помещением соответствующей категории граждан, возложена действующим законодательством на Администрацию за счет субвенций, предоставляемых бюджету района из бюджета Республики К.. Субвенции в достаточном размере не предоставляются, поэтому в настоящее время ответчик не имеет финансовой возможности для приобретения жилого помещения для истца. Также судом не принят во внимание факт того, что в адрес Афанасьевой Ю.Н. неоднократно направлялись предложения Администрации о заключении договора специализированного найма на квартиры из состава приобретенных за счет субвенций из бюджета Республики К. (письма от ХХ.ХХ.ХХ исх. №/А, от ХХ.ХХ.ХХ исх. (...), от ХХ.ХХ.ХХ исх. №/А). Однако указанными предложениями истец не воспользовалась.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения, указывая, что отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Ильмаст А.Н. поддержал возражения на жалобу, полагая, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав прокурора, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, обозрев материалы гражданских дел №, №, учетное дело в отношении Афанасьевой Ю.Н., судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Право на жилище является одним из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В ч.ч. 1, 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 11 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права.
В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 года (в действующей редакции) (далее - ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.
В соответствии с п. 3 ст. 8 ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 3.1 Закона Республики Карелия «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 921-ЗРК от 28.11.2005 (далее – Закон № 921-ЗРК) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.
В ст. 4 названного Закона Республики Карелия закреплено, что государственными полномочиями Республики Карелия по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в части 1 статьи 3.1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Постановлением Правительства РФ № 397 от 04.04.2019 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Согласно п. 2 вышеуказанных Правил формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Афанасьева Ю.Н. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Вступившим в законную силу решением Сортавальского городского суда Республики К. от ХХ.ХХ.ХХ мать истца Л.Т.К. лишена родительских прав в отношении Афанасьевой Ю.Н.
На основании вступившего в законную силу заочного решения Сортавальского городского суда Республики К. от ХХ.ХХ.ХХ отец истца А.Н.Д. также лишен родительских прав в отношении Афанасьевой Ю.Н.
Распоряжением администрации Сортавальского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ № за несовершеннолетней Афанасьевой Ю.Н. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: (.....).
Распоряжением администрации Сортавальского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ № опекуном по договору о приемной семье над несовершеннолетней Афанасьевой Ю.Н. назначена Т.Е.И.
На основании распоряжения администрации Сортавальского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ № установлен факт невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении по указанному адресу.
Жилых помещений на праве собственности истец не имеет, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Истец окончила общеобразовательное учреждение (школу), достигла возраста 18 лет, в целях получения среднего профессионального образования обучалась в ГАПОУ (...). Согласно представленным по запросу суда сведениям Афанасьева Ю.Н. отчислена из образовательного учреждения на основании решения Педагогического совета приказом № л/с от ХХ.ХХ.ХХ за академическую задолженность.
Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, пришел к выводам о том, что истец в настоящее время не обеспечена каким-либо жилым помещением, в связи с чем возложил на администрацию Сортавальского муниципального района обязанность предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, площадью не ниже нормы предоставления отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения на территории Сортавальского муниципального района.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, так как они основаны на установленных по делу доказательствах, сделаны при верном применении норм материального права.
Доводы ответчика о недостаточном финансировании не могут быть приняты во внимание, поскольку данное обстоятельство не может служить основанием для отказа истцу в иске и лишения истца гарантий, установленных законом.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что отказы истца от предлагаемых ранее Администрацией жилых помещений были обусловлены тем, что они расположены в пгт. (...) (л.д. 66-67), тогда как истец проживает на территории (.....), имеет малолетнего ребенка, не согласна на переезд в другой населенный пункт.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат оснований, которые ставят под сомнение выводы суда первой инстанции. Выводы суда подробно мотивированы, обоснованы нормами действующего законодательства, подтверждаются представленными в дело доказательствами, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сортавальского городского суда Республики К. от ХХ.ХХ.ХХ по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи
