ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 10RS0018-01-2022-000309-04 |
Дата поступления | 05.07.2024 |
Категория дела | Прочие исковые дела → прочие (прочие исковые дела) |
Судья | Касянчук Елена Станиславовна |
Дата рассмотрения | 06.08.2024 |
Результат рассмотрения | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Суд (судебный участок) первой инстанции | Суоярвский районный суд |
Номер дела в первой инстанции | 2-1/2024 (2-1/2023; 2-183/2022;) ~ М-121/2022 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Ерохина В.Г. |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Передача дела судье | 05.07.2024 | 11:03 | 05.07.2024 | ||||||
Судебное заседание | 06.08.2024 | 11:00 | Вынесено решение | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ | 08.07.2024 | ||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 16.08.2024 | 11:28 | 19.08.2024 | ||||||
Передано в экспедицию | 22.08.2024 | 15:41 | 22.08.2024 |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ОТВЕТЧИК | Администрация Суоярвского муниципального округа | 1016010302 | 1021001061839 | ||||||
ОТВЕТЧИК | Ахмедов Тельман Ибрагимович | ||||||||
ОТВЕТЧИК | Баранов Владимир Алексеевич | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Государственный комитет РК по строительному, жилищному и дорожному надзору | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Лукин Андрей Игоревич | ||||||||
ОТВЕТЧИК | ООО "Гидроресурс" | 1016002020 | 1191001007922 | ||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | ООО Гидроресурс | ||||||||
ИСТЕЦ | Прокурор Суоярвского района, в интересах неопределенного круга лиц | 1001006825 | 100101001 | 1031000006531 | |||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия |
Судья Ерохина В.Г. |
№ 33-2511/2024 10RS0018-01-2022-000309-04 № 2-1/2024 (2-1/2023; 2-183/2022) |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 августа 2024 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Глушенко Н.О.,
судей Касянчук Е.С., Гудковой Г.В.
при ведении протокола помощником судьи Загитовой Е.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика администрации Суоярвского муниципального округа на решение Суоярвского районного суда Республики Карелия от 27 апреля 2024 г. по иску прокурора Суоярвского района Республики Карелия к администрации Суоярвского муниципального округа о признании бездействий незаконными и понуждении к совершению определённых действий.
Заслушав доклад судьи Касянчук Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Суоярвского района Республики Карелия обратился в суд с иском по тем основаниям, что в рамках осуществления прокурором надзора за исполнением законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Суоярвского района были выявлены нарушения действующего законодательства. Баранову В.А. и Ахмедову Т.И. на праве общей долевой собственности, по 1/2 доли, принадлежит следующее имущество: водозаборные сооружения (кадастровый №); водонапорная башня (кадастровый №); здание проходной водозабора (кадастровый №); склад хлора (кадастровый №); котельная (кадастровый №); водопроводная сеть протяженностью 13950 п.м. (кадастровый №). 09.09.2020 между собственниками и ООО "Гидроресурс" был заключен договор аренды недвижимого имущества объектов холодного водоснабжения г. Суоярви с целью обеспечения бесперебойного, круглосуточного водоснабжения на территории города. С 12.10.2020 ООО "Гидроресурс" признано управляющей организацией в сфере водоснабжения на территории Суоярвского городского поселения и является единственной организацией, осуществляющей центральное водоснабжение жителей г. Суоярви. Техническое обследование централизованных систем водоснабжения г. Суоярви в установленном порядке не проводилось, что создавало серьезные препятствия для реализации мероприятий по модернизации системы коммунального хозяйства района, не позволяло объективно оценить качественное состояние централизованных систем водоснабжения г. Суоярви и обеспечить принятие необходимых производственных и инвестиционных программ в сфере ЖКХ. Состояние централизованных сетей водоснабжения при оказании коммунальных услуг потребителям не отвечает требованиям надежности, качества, энергетической эффективности, о чем свидетельствует значительное количество возникших аварийных ситуаций, утечек воды, обращений граждан по вопросам оказания услуги водоснабжения ненадлежащего качества. Ненадлежащее содержание объектов водоснабжения может привести к ограничению или прекращению водоснабжения населения города, а также повлечь угрозу жизни и здоровью людей, нанесению ущерба окружающей среде. Решением Суоярвского районного суда Республики Карелия от 07.04.2023 по гражданскому делу № удовлетворен иск прокурора Суоярвского района к Баранову В.А., Ахмедову Т.И., Титовскому А.В., ООО "Гидроресурс" о расторжении договоров купли-продажи указанных выше объектов холодного водоснабжения, расположенных на территории Суоярвского муниципального округа Республики Карелия от 20.10.2010, от 10.12.2014, признании недействительным передаточного акта 01.10.2021, расторжении договора аренды сетей водоснабжения от 09.09.2020. Указанное выше имущество передано в муниципальную собственность. Поскольку все спорные социальные значимые объекты водоснабжения были переданы в муниципальную собственность Суоярвского муниципального округа Республики Карелия, прокурор, изменив исковые требования, просил:
1) признать бездействие администрации Суоярвского муниципального округа, выразившееся в ненадлежащем осуществлении обязанности по содержанию объектов водоснабжения г. Суоярви незаконным;
2) обязать администрацию Суоярвского муниципального округа в срок до 27.04.2025 провести мероприятия, предусмотренные отчетом №1 от 20.09.2021 "Технического обследования объектов водоснабжения г. Суоярви", необходимые для достижения плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности, а именно: на водозаборных сооружениях площадью 150,6 кв.м., кадастровый №, произвести капитальный ремонт фундамента (степень износа 40%), стены, наружная отделка (степень износа 50 %), стены, внутренняя и наружная отделки, проемов (степень износа 40%), перекрытия (степень износа 40 %), покрытия полов (степень износа 40 %), элементов кровли (степень износа 40 %), элементов лестниц (степень износа 40 %), электрических сетей и средств связи (степень износа 60 %); в здании склада хлора, площадью 29,2 кв.м., инв. №, кадастровый №, произвести капитальный ремонт фундамента (степень износа 40%), стены, внутренняя и наружная отделки, проемов (степень износа 40%), перекрытия (степень износа 40%), покрытия полов (степень износа 40%), элементов кровли (степень износа 40%);
3) в срок до ХХ.ХХ.ХХ произвести капитальный ремонт с заменой трубопровода, запорной арматуры, замены горловин колодцев, крышек люков водопроводных сетей, протяженностью 13950 п.м., кадастровый №, при этом без замены пожарных гидрантов на участках трассы: ВК5-ВК6, ВК6*-ВК7, ВК11-ВК12, ВК16-ВК17, ВК17-жд(5кж), ВК20-ВК21, ВК22-ВК23, ВК29-жд(№), ВК31(у (.....))-ВК32, ВК32-ВК33, ВК46-ВК47, ВК49-ВК51, ВК51-ВК52, ВК53-Банк (№), ВК54-ВК55, ВК54-ВК56, ВК66-ВК67, ВК74-ВК75, ВК79-ВК80, ВК80-ВК81, ВК87-ВК88; без замены запорной арматуры на участках трассы: ВК56-ВК57, ВК57-ВК58, ВК69-ВК71,ВК76-ВК77; с восстановлением гидроизоляции колодца на участках трассы: ВК89-ВК90, ВК90-ВК91, ВК92-ВК94, ВК94-ВК95, ВК95-ВК96; за исключением участков трассы: ВК101-ВК102, ВК102-ВК103, ВК103-ВК104 (ВК104-сливной), ВК103-ВК105, ВК105-ВК106, ВК106-ВК107, ВК107-ВНС, ВК107-ВК108, ВК107-промзона, ВК108-ВК109, ВК109-котельн, ВК109-склад;
4) в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу - обеспечить безопасность аварийной водонапорной башни площадью 83,8 кв.м., инв. №, кадастровый №, аварийного здания котельной площадью 317,2 кв.м, инв. №, кадастровый №, аварийной проходной водозабора, площадью 6,2 кв.м., инв. №, кадастровый № для неопределенного круга лиц и принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей к указанным объектам до выполнения необходимых мероприятий по устранению нарушений.
Определениями суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Суоярвского муниципального округа. Производство по делу в отношении ответчиков Ахмедова Т.И. Баранова В.А., ООО "Гидроресурс" прекращено в связи с отказом прокурора от иска к указанным ответчикам. ООО "Гидроресурс" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением суда иск удовлетворен.
С принятым судебным постановлением не согласна администрация Суоярвского муниципального округа, в апелляционной жалобе просит его изменить в части сроков выполнения работ. В обоснование жалобы указывает, что процедура проведения капитального ремонта сетей содержит ряд этапов и ограничений. Возлагая на собственника имущества обязанность по проведению капитального ремонта сетей большой протяженностью и износом 100%, выполнению капитального ремонта двух зданий с износом порядка 50%, суд не проверил реальность установленных для этого сроков, что делает решение неисполнимым. Обращает внимание на то, что собственником сетей и зданий для хозяйственно - питьевого водоснабжения г. Суоярви Суоярвский муниципальный круг стал только в 2023 г. Полагает, что срок, необходимый для совершения предписанных действий, составляет не менее пяти лет.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Суоярвского района, полагая приведенные в ней доводы несостоятельными, просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Ильмаст А.Н. по доводам жалобы ответчика возражал, просил решение суда оставить без изменения, обращал внимание на социальную значимость подлежащих ремонту объектов.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, времени и месте слушания дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Проверив материалы дела в установленных пределах, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения урегулированы Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В этом же Законе определены полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 " 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств
Кроме того, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа водоснабжения и водоотведения.
Из материалов дела следует, что на основании решения Суоярвского районного суда Республики Карелия от 07.04.2023, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 04.07.2023, администрация Суоярвского муниципального округа является собственником объектов водоснабжения г. Суоярви, а именно: водозаборных сооружений, площадью 150,6 кв.м. с кадастровым №; водонапорной башни, площадью 83,8 кв.м. с кадастровым №; здания проходной водозабора, площадью 6,2 кв.м. с кадастровым №; здания склада хлора, площадью 29,2 кв.м. с кадастровым №; здания котельной, площадью 317,2 кв.м. с кадастровым №; водопроводной сети, протяженностью 13950,4 п.м., кадастровый №; земельного участка с кадастровым №, общей площадью 7707 кв.м. Право муниципальной собственности на указанные объекты зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждено выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Судом установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой Суоярвского района проведена проверка, в ходе которой установлены нарушения законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения на территории г. Суоярви, выявлено наличие аварийных участков на принадлежащих ответчику на праве собственности сетях холодного водоснабжения, требующих в целях исключения аварийных ситуаций, а также обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения, проведения, в том числе, капитального ремонта.
В материалы дела представлены сведения о многочисленных авариях на сетях и объектах холодного водоснабжения г.Суоярви (41 авария за период 2019-2022 год).
Входящие в состав централизованных систем холодного водоснабжения здания и сооружения, включая сети инженерно-технического обеспечения, не соответствуют требованиям Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Постановлением администрации муниципального образования "Суоярвский район" от 12.10.2020 № ООО "Гидроресурс" определено гарантирующей организацией в сфере водоснабжения Суоярвского городского поселения.
Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 30.11.2023 № установлены тарифы на питьевую воду для потребителей ООО "Гидроресурс" (территория оказания услуг - Суоярвское городское поселение).
Как следует их материалов дела, 20.09.2021 ООО "ЯНЭНЕРГО" на основании соответствующего муниципального контракта было произведено техническое обследование объектов водоснабжения г.Суоярви, а именно: водопроводной сети протяженностью 13950,4 м.; водозаборных сооружений с оборудованием площадью 150,6 кв.м.; здания склада хлора площадью 29,2 кв.м.; здания проходной водозабора площадью 6,2 кв.м; земельного участка площадью 7707 кв.м.; водонапорной башни площадью 83,8 кв.м.; котельной площадью 317,2 кв.м.
На основании технической инвентаризации имущества, включая натурное, визуально-измерительное, инструментальное обследование объектов централизованных систем водоснабжения, составлено заключение о техническом состоянии каждого объекта исследования, разработан перечень рекомендаций и мероприятий, необходимых для достижения предложенных плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности (подробное описание указано в отчете № 1 от 20.09.2021 Технического обследования объектов водоснабжения г. Суоярви).
Среди прочего необходимо:
- на водозаборных сооружениях площадью 150,6 кв.м. произвести капитальный ремонт фундамента (степень износа 40%), стены, наружная отделка (степень износа 50 %), стены, внутренняя и наружная отделки, проемов (степень износа 40%), перекрытия (степень износа 40 %), покрытия полов (степень износа 40 %), элементов кровли (степень износа 40 %), элементов лестниц (степень износа 40 %), электрических сетей и средств связи (степень износа 60 %);
- в здании склада хлора площадью 29,2 кв.м. инв. №, кадастровый №, произвести капитальный ремонт фундамента (степень износа 40%), стены, внутренняя и наружная отделки, проемов (степень износа 40%), перекрытия (степень износа 40%), покрытия полов (степень износа 40%), элементов кровли (степень износа 40%).
В целях необходимости обследования и определения технического состояния водопроводной сети протяженностью 1390 п.м. по делу была назначена строительно-техническая экспертиза.
Из заключения ООО "Консалтинговая Компания "КРОНОС-Карелия" от 22.02.2024 № следует, что экспертом произведено визуальное и инструментальное обследование наружной водопроводной сети протяженностью 13950 п.м., находящейся в г. Суоярви (№), в том числе исследованы колодцы, проведены визуальные и инструментальные исследования на наличие коррозии труб, остаточной толщины стенок стальных труб. Проведено исследование сетей на водозаборе в водонасосной. В ходе исследования выявлены многочисленные участки водопроводной сети, имеющей прорыв. Частично колодцы затоплены или захламлены, имеются обрушения.
В ходе исследования экспертом проведена фотофиксация колодцев и имеющейся в них запорной арматуры, в том числе пожарных гидрантов. Проведен сравнительный анализ технического паспорта и фактического исполнения. Данные сведены в таблицу. Частично в ходе исследования не найдены колодцы №№ 2, 3, 4, 9, 10, 13, 14, 15, 19, 21, 35, 36, 37, 41, 42, 43, 45, 58, 61, 62, 63, 64, 65, 67; отсутствуют колодцы №№ 70,73,78, 80, 82, 85, 86, 88, 90, 92, 93, 97-109. Для проверки физического износа труб были проведены инструментальные исследования ультразвуковым толщиномером. На исследуемых участках толщина составляла от 1,8 до 2 мм. Данное исследование говорит о значительном износе. На трубах сетей водоснабжения имеется значительная коррозия. Имеется большой процент затопленных (обводненных), захламленных колодцев.
По результатам обследования водопроводные сети имеют 100% расчетный износ.
Система централизованного водоснабжения работает по следующей схеме: вода из поверхностного водоисточника с помощью водонасосной станции поступает непосредственно в разводящую сеть к потребителям, минуя водонапорную башню (не эксплуатируется).
При строительстве водозабора была предусмотрена станция очистки воды (не работает). По результатам исследований вода, поступающая в систему, не отвечает требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода, гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 26.09.2001. Капитальный ремонт системы не проводился.
Технический анализ выявил следующие основанные технические проблемы эксплуатации сетей и сооружений водоснабжения:
- старение сетей водоснабжения, увеличение протяженности сетей с износом до 80%;
- рост аварий, связанных с износом водоводов и магистральных трубопроводов.
Слабым звеном водопроводной сети являются стальные трубы. На дату исследования износ сетей превысил критический уровень. Согласно амортизационным нормам расчетный срок эксплуатации стальных и асбестоцементных трубопроводов в коммунальном хозяйстве не превышает 20-25 лет, чугунных – 50 лет, фактически срок службы трубопроводов еще меньше. Из этого следует, что нормативный, установленный срок службы исчерпали более половины трубопроводов и для поддержания безаварийной работы сетей водопровода необходимо ежегодно в плановом порядке перекладывать 4-5% от протяженности эксплуатируемых трубопроводов. В случае, если планомерная замена изношенных трубопроводов не будет осуществляться, замену сетей все равно придется выполнить, но в порядке аварийных ремонтов, с большими затратами и неудобствами для населения.
В ходе инструментального исследования экспертом установлено превышение минимальной толщины стенки труб. В исследуемых колодцах, в зоне доступности к инженерным сетям, наблюдается нарушение изоляции или ее отсутствие. Состояние чугунных труб – ограниченно работоспособное, предаварийное. Состояние стальных труб аварийное, требует капительного ремонта.
Экспертом приведены необходимые при проведении капитального ремонта мероприятия, которые включают в себя анализ существующей системы, проектирование новой системы, планирование работ, тестирование и наладку, ввод в эксплуатацию.
При разъяснении заключения от 22.02.2024 № в части уточнения вида необходимого капитального ремонта на конкретных участках водопроводной сети экспертом дополнительно обращено внимание на то, что в случае непроведения капитального ремонта обследованной сети водоснабжения в течение года, имеющееся состояние может привести к перерывам в предоставлении услуг по водоснабжению. В случае аварии на магистральном участке от водозабора до колодца К1 возможны остановки водоснабжения до устранения аварии.
Разрешая спор по существу с учетом оценки представленных по делу доказательств, суд принял во внимание состояние объектов водоснабжения, водопроводных сетей, собственником которых является администрация Суоярвского муниципального округа, социальную значимость данных объектов, в связи с чем исковые требования прокурора удовлетворил и возложил на ответчика обязанности произвести мероприятия, предусмотренные отчетом №1 от 20.09.2021 "Технического обследования объектов водоснабжения г.Суоярви", необходимые для достижения плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности; произвести капитальный ремонт водопроводных сетей, обеспечить безопасность аварийных объектов путем принятия мер, препятствующих несанкционированному доступу людей к указанным объектам до выполнения необходимых мероприятий по устранению нарушений.
В указанной части решение суда никем не обжалуется.
Определяя сроки, в течение которых ответчиком должны быть проведены необходимые мероприятия, суд руководствовался положениями ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, учел заслуживающие внимания обстоятельства, объективно влияющие на возможность ответчика принять необходимые меры по исполнению решения суда, а также установленные Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" сроки, необходимые для подготовки проектной документации и выполнения соответствующих процедур, в связи с чем установил администрации Суоярвского муниципального округа для выполнения работ, предусмотренных отчетом №1 "Технического обследования объектов водоснабжения г. Суоярви" - срок до 01.09.2025; для выполнения капитального ремонта сетей водоснабжения срок до 01.09.2026; для обеспечения безопасности аварийных объектов срок – в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Оснований не согласиться с установленными судом сроками выполнения поименованных мероприятий ответчиком судебная коллегия не усматривает. Такие сроки обеспечивают соблюдение баланса интересов сторон, определены с учетом социальной значимости объектов водоснабжения и водоотведения. Доказательств невозможности исполнения решения суда в установленные сроки в настоящее время не представлено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика суд апелляционной инстанции не находит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Суоярвского районного суда Республики Карелия от 27 апреля 2024 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации Суоярвского муниципального округа – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи
