ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 10RS0011-01-2023-013068-41 |
Дата поступления | 17.07.2024 |
Категория дела | Прочие исковые дела → прочие (прочие исковые дела) |
Судья | Балицкая Наталья Владимировна |
Дата рассмотрения | 06.08.2024 |
Результат рассмотрения | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Суд (судебный участок) первой инстанции | Петрозаводский городской суд |
Номер дела в первой инстанции | 2-1248/2024 (2-9033/2023;) ~ М-7577/2023 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Саврук Ю.Л. |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Передача дела судье | 17.07.2024 | 14:51 | 17.07.2024 | ||||||
Судебное заседание | 06.08.2024 | 10:00 | Вынесено решение | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ | 19.07.2024 | ||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 14.08.2024 | 15:31 | 14.08.2024 | ||||||
Передано в экспедицию | 15.08.2024 | 09:28 | 15.08.2024 |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Администрация Прионежского муниципального района | ||||||||
ОТВЕТЧИК | АО Прионежская Сетевая Компания | 1001013117 | 1061001073242 | ||||||
ИСТЕЦ | Корнилов Алексей Александрович | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия | 1001040110 | 1031000016850 |
Судья Саврук Ю.Л. |
№33-2658/2024 УИД 10RS0011-01-2023-013068-41 № 2-1248/2024 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 августа 2024 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.
судей Балицкой Н.В., Душнюк Н.В.,
при секретаре Волынцевой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 03 мая 2024 года по исковому заявлению Корнилова А. А.овича к акционерному обществу «Прионежская сетевая компания» о возложении обязанности произвести технологическое присоединение, взыскании неустойки.
Заслушав доклад судьи Балицкая Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Корнилов А.А. обратился в суд с иском к АО «Прионежская сетевая компания» (далее также – АО «ПСК») по тем основаниям, что 15.05.2023 между сторонами заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, согласно условиям которого ответчик взял на себя обязательство по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям принадлежащего истцу на праве собственности объекта недвижимого имущества (дом), расположенного по адресу: Республика Карелия, Прионежский район, СНТ «Подсолнух» (кадастровый номер земельного участка №). Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора, сетевая организация в течение 10 дней проверяет выполнение технических условий заявителем. 07.07.2023 и 17.07.2023 заявитель уведомил сетевую организацию о выполнении технических условий. Услуги по договору были оплачены в полном объеме. Истец неоднократно обращался к ответчику с просьбой выполнить свою часть договора и подключить объект к электрическим сетям. Вместе с тем в установленный срок ответчик подключение не произвел. Истец просил суд возложить на ответчика обязанность исполнить обязательства по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в течение одного дня со дня вступления решения суда в законную силу; взыскать с ответчика в пользу истца судебную неустойку за неисполнение решения суда в части невыполнения фактического присоединения по договору технологического присоединения, в размере 10000 руб. за каждый день, начиная с первого дня (по истечении одного рабочего дня со дня вступления решения суда в законную силу) по седьмой день неисполнения решения суда; 15000 руб. за каждый день – с восьмого по пятнадцатый день неисполнения решения суда, 20000 руб. за каждый день – с пятнадцатого дня неисполнения решения суда и все последующие дни неисполнения решения; взыскать с ответчика в пользу истца неустойку за нарушение сроков исполнения обязательств по договору в размере 18240 руб., а также возложить на ответчика расходы по оплате услуг представителя в размере 35000 руб., расходы по оплате государственной пошлины.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
С принятым судебным постановлением не согласен истец, в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении иска. Излагая в апелляционной жалобе аналогичные исковому заявлению доводы, считает неправомерным вывод суда о том, что непосредственное физическое соединение объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств заявителя осуществляется действиями заявителя. Полагает, что именно ответчик обязан осуществить фактические мероприятия по подключению объекта истца к электрическим сетям.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик выражает согласие с решением суда первой инстанции, поддерживает доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление и письменных пояснениях по делу, указывает на то, что результатом исполнения обязательств АО «ПСК» по выполнению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств истца является обеспечение сетевой организацией возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержал, дополнительно сослался на то, что построенная ответчиком опора находится в дренажной канаве, вместе с тем согласований с заинтересованными лицами по установке данной опоры ответчик не произвел, наличие указанной опоры создает обременение для земельного участка истца в виде охранной зоны, документы на установленную опору стороной ответчика не представлены.
Представитель ответчика Конжезерова А.В. поддержала доводы, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте слушания дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Заслушав пояснения представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в установленных процессуальным законом пределах, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (п. 1 ст. 310 ГК РФ).
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Как предусмотрено п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает: правила выбора сетевой организации, которой принадлежат объекты электросетевого хозяйства с необходимым классом напряжения на соответствующей территории, к которой следует обращаться заинтересованным в технологическом присоединении лицам и которая не вправе отказать обратившемуся к ней лицу в услуге по технологическому присоединению и заключении соответствующего договора.
Согласно п. 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, далее также - Правила) сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в п.п. 12.1, 14 Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Пункт 3 Правил устанавливает процедуру технологического присоединения, которая включает в себя несколько самостоятельных этапов, таких как: подача заявки, заключение договора, выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя, осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и т.д.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что между Корниловым А.А. и АО «ПСК» в соответствии с заявкой истца от 15.05.2023 № № заключен договор об осуществлении технологического присоединения (далее также – договор, договор технологического присоединения).
По условиям договора ответчик взял на себя обязательство по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям объекта недвижимого имущества (дом), расположенного по адресу: Республика Карелия, Прионежский район, СНТ «Подсолнух» (кадастровый номер земельного участка №), принадлежащего согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости на праве собственности истцу.
Приложением №1 к договору от 15.05.2023 № № об осуществлении технологического присоединения являются Технические условия № ПР0279-23 для присоединения к электрическим сетям АО «ПСК» (далее – Технические условия).
Согласно п. 5 Технических условий класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение, - 0,4 кВ.
Точка (точки) присоединения (вводные распределительные устройства, линии электропередачи, базовые подстанции, генераторы) и максимальная мощность энергопринимающих устройств по каждой точке присоединения: ближайшая проектируемая опора АО «ПСК» ВЛИ-0,4 кВ от ТП-464 (п. 7 Технических условий).
Во исполнение договора АО «ПСК» осуществляет разработку проекта электроснабжения объекта, мероприятия по усилению существующей сети, строительство ВЛИ-0,4 кВ от опоры № 7 ВЛИ-0,4 кВ от ТП-464 до границы участка заявителя, обеспечивает возможность действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям (п. 10 Технических условий).
Согласно п.1.5 условий типового договора, п.14 Технических условий, в силу абз. 13 пп. «б» пункта 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора.
30.05.2023 АО «ПСК» разместило в личном кабинете заявителя документы в соответствии с перечнем, установленным п.105 Правил, в том числе счет (квитанцию) на оплату стоимости технологического присоединения в размере 47880 руб.
Мотивированного отказа от заключения договора либо разногласий к проекту договора в адрес АО «ПКС» от Корнилова А.А. не поступало, данное обстоятельство истец не оспаривал.
01.06.2013 Корнилов А.А. в полном объеме произвел оплату счета к договору, что подтверждается приходным кассовым ордером № ПР00000093 от 01.06.2023.
С учетом изложенного суд первой инстанции, сославшись на п.п.103.105 Правил, пришел к правильному выводу о том, что датой заключения сторонами договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям является 01.06.2023.
01.12.2023 АО «ПСК» в личном кабинете Корнилова А.А. размещено уведомление об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям №ПР0526-23 от 01.12.2023, в котором определены технические характеристики технологического присоединения, в том числе величина максимальной мощности, границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) сторон и границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) и (или) объектов электросетевого хозяйства.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что мероприятия по технологическому присоединению объектов истца выполнены АО «ПСК» согласно Техническим условиям в полном объеме и в установленный срок – не позднее 01.12.2023 (влкючительно), в том числе осуществлено строительство ВЛИ-0,4 кВ от опоры №7 ВЛИ-0.4 кВ ф.2 от ТП-464 до границы участка заявителя.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается, одновременно признавая доводы апелляционной жалобы несостоятельными, противоречащими обстоятельствам дела и нормам права.
Так, согласно пп. «е» п. 7 Правил для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и п.14 Правил, технологическое присоединение энергопринимающих устройств которых осуществляется на уровне напряжения 0,4 Кв и ниже, процедура технологического присоединения оканчивается не фактическим присоединением объектов заявителя, а составлением уведомления об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям по форме согласно приложению №1(1) к Правилам.
В соответствии с п.109 Правил, абз. 2 п.2.1.3 договора по результатам выполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с техническими условиями сетевая организация в течение одного рабочего дня составляет уведомление об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям по установленной форме и размещает это уведомление, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица сетевой организации, в личном кабинете заявителя.
Уведомление об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям представляет собой документ, составленный по окончании процедуры технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителей, указных в пунктах 12(1), 13(2) -13(5) и п.14 Правил, технологическое присоединение энергопринимающих устройств которых осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, и подтверждающий технологическое присоединение к электрическим сетям в установленном порядке, в котором определены технические характеристики технологического присоединения, в том числе величина максимальной мощности, границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) сторон и границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) и (или) объектов электросетевого хозяйства (п.1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861).
Мероприятия по технологическому присоединению объекта, включая строительство ВЛИ,04 кВ от опоры № 7 ВЛИ-0,4 кВ ф.2 от ТП-464 до границы участка заявителя (строительство опоры № 19) и направление истцу соответствующего уведомления, выполнены ответчиком согласно Техническим условиям от 01.06.2013 № ПР0279-23 в полном объеме, установленный Правилами и договором срок исполнения обязательств АО «ПСК» не нарушен, обязательства исполнены 01.12.2023.
Построенная электрическая сеть введена в эксплуатацию 01.12.2023, диспетчерское наименование «ВЛИ-0,4 кВ-ВЛИ-0,4 кВ ф.4 от оп.7 до оп. 19 ф.2 от ТП-464 (протяженность 0,008 км)». Вопреки доводам жалобы, в материалах дела имеются распоряжение о вводе в эксплуатацию объекта, построенного по технологическому присоединению, от 01.12.2023 № 543/3 (в связи с окончанием строительства и вводом в эксплуатацию объекта строительства ВЛИ-0,4 кВ от опоры № 7 ВЛИ-0,4 кВ ф.2 от ТП-464 для технологического присоединения дома по адресу: Прионедский р-н, СНТ «Подсолнух», кадастровый номер №), а также паспорт воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 КВ фидер 2-СК «Подсолнух» (л.д.16, 128-129).
Ссылка истца на необоснованность действий со стороны ответчика по строительству (установке) дополнительной опоры № 19 судом апелляционной инстанции отклоняется.
В соответствии с пп. «а» п.25(1) Правил для заявителей, категории которых предусмотрены пунктами 12.1 и 14 Правил, должны быть указаны точки присоединения, которые не могут располагаться далее 15 метров во внешнюю сторону от границы участка заявителя. При этом определение точки присоединения вне границ участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя, возможно исключительно в случае, когда такое расположение точки присоединения не налагает на заявителя обязанности по урегулированию отношений с иными лицами, включая сетевые организации, в том числе по оформлению земельно-имущественных отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что между земельным участком истца и электрической сетью, к которой подлежат присоединению энергопринимающие устройства заявителя, расположена автомобильная дорога.
Согласно п. 2.4.55 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 20.05.2003 № 187, расстояние по вертикали от проводов воздушной линии до поверхности земли в населенной и ненаселенной местности до земли и проезжей части улиц должно быть не менее 5 м.
В соответствии с п. 2.4.90 Правил устройства электроустановок при пересечении и параллельном следовании воздушных линий с железными и автомобильными дорогами должны выполняться требования, изложенные в гл. 2.5.
В таблице 2.5.35 Правил устройства электроустановок определено минимальное расстояние от провода воздушных линий до покрытия проезжей части дорог - 7 метров.
В целях соблюдения установленных параметров при пересечении автомобильной дороги линией электропередач ответчик, исходя из п.п.7 и 10 Технический условий, посчитал необходимым установку дополнительной опоры и строительство ВЛ-0,4 кВ, которая проходит над автомобильной дорогой на расстоянии 5 метров. По объяснениям ответчика, не опровергнутым стороной истца, прямое подключение от опоры №7 недопустимо, так как это нарушает приведенные выше нормативные требования по безопасности, предусмотренные Правилами устройства электроустановок.
Более того, исходя из системного толкования положений пунктов 15, 16.1, 18, 25 (1) Правил, определение мероприятий в целях осуществления технологического присоединения объекта, в том числе определение точки присоединения является исключительной прерогативой сетевой организации, так как только сетевая организация имеет в своем штате специалистов, способных оценить схемно-режимную обстановку в каждом конкретном энергорайоне. Именно сетевая организация, владеющая распределительными сетями, может определить их техническое состояние, степень загруженности и изношенности, дать заключение о наличии/отсутствии возможности, целесообразности/нецелесообразности осуществления технологического присоединения объектов заявителей к тому или иному объекту электросетевого хозяйства. Именно такой подход апробирован в судебной практике и в силу принципа правовой определенности учитывается судебной коллегией (к примеру, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2021 № 13АП-25228/2021 по делу № А21-4829/2021, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2024 по делу № А21-10651/2023, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2022 № 09АП-58198/2022 по делу № А40-115359/2022, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2024 № 09АП-31114/2024, 09АП-31568/2024 по делу № А40-181065/2023).
Из представленных в материалы дела паспорта ВЛЭ напряжением 0,4 кВ, схемы границ земельного участка (л.д. 167), письменных пояснений ответчика, не опровергнутых истцом, видно, что дополнительная опора № 19 расположена на расстоянии, не превышающем 15 м от границы земельного участка истца, приблизительно указанное расстояние составляет 1,5 м.
Согласно приведенным выше документам дополнительная опора № 19 находится на земельном участке в пределах территории, предоставленной СНТ «Подсолнух».
По общедоступным данным с официального сайта ФНС России, СНТ «Подсолнух», ОГРН 1131001015089, ликвидировано, дата прекращения деятельности – 10.06.2020, право на земельный участок, на котором расположена опора № 19, не определено.
В соответствии с пп. 6 п.1 ст. 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, в том числе иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Согласно п. 5 указанного Перечня к таковым объектам относятся линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В соответствии с п. 2 Порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с п. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Республики Карелия от 17.08.2017 № 283-П, размещение объектов осуществляется на основании разрешения, выдаваемого уполномоченным органом, в рассматриваемом случае – Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия (п.1 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 № 390-П).
Согласно позиции, выраженной в определении апелляционной коллеги Верховного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № АПЛ14-12 по гражданскому делу по заявлению К. о признании частично недействующими п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, п.16, пп. «а(2)» п. 25, пп. «а» п. 25(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, в соответствии с Правилами обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12(1), 14 и 34 данных Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Данная позиция в настоящем споре учитывается судебной коллегией в совокупности с содержанием абз. 5 п. 19 Правил, согласно которому запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные Правилами.
С учетом этого определение АО «ПСК» точки присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих Корнилову А.А., за пределами его земельного участка не влечет обязанность заявителя урегулировать отношения с третьими лицами.
Отсутствие в материалах дела решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – Министерство) о согласовании установки дополнительной опоры № 19, учитывая исключительное право сетевой организации определять точку присоединения, само по себе не свидетельствует о ненадлежащем выполнении ответчиком своих обязательств по договору с истцом.
Рассматриваемый иск предъявлен 16.11.2023 – до истечения сроков исполнения АО «ПСК» своих обязательств по договору технологического присоединения (01.12.2023). В ходе рассмотрения спора устанавливались обстоятельства, влияющие на определение третьего лица, уполномоченного на согласование установки опоры: ликвидация СНТ «Подсолнух», конкуренция полномочий администрации Прионежского муниципального района и Министерства, после выяснения обстоятельств о компетентном лице соответствующий запрос о согласовании направлен АО «ПСК» в Министерство 15.04.2024. В свою очередь, Министерство, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, свое отношение к размещению дополнительной опоры не высказало.
Объективных данных, свидетельствующих о нарушении ответчиком каких-либо норм и правил при установке дополнительной опоры, по делу не установлено.
Таковым не может считаться довод истца о расположении опоры по краю дренажной канавы (фото представлены в материалы дела, л.д.76). Соответствующими главами правил устройства электроустановок (утверждены приказом Минэнерго России от 20.05.2003 № 187 «Об утверждении глав правил устройства электроустановок») подобные ограничения не установлены. Не следует запрет на установку опоры и из ГОСТ Р 59611-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию» (утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 05.08.2021 № 689-ст.), а также из СП 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения» (утверждены приказом Минстроя России от 14.10.2019 № 618/пр). СП 34.13330.2021. Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85 (утверждены и введены в действие приказом Минстроя России от 09.02.2021 № 53/пр) предусматривают конкретные требования относительного горизонтального расположения опор только для высоковольтных линий (п.6.72), к которым ВЛ-0,4кВ не относится.
Ссылка истца на дополнительное обременение его земельного участка в связи с установкой дополнительной опоры опровергается тем, что согласно п. «а» Требований к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства (приложение к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденным постановлением Правительства от 24.02.2009 № 160) охранная зона в данном случае устанавливается именно вдоль воздушных линий электропередачи напряжением до 1 кВ, охранная зона устанавливается в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства, ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении. Таким образом, при установлении охранной зоны ВЛИ-0,4 кВ-ВЛИ-0,4 кВ ф.4 от оп.7 до оп. 1 -ф.2 от ТП-464 (протяженность 0,008 км) поверхность земельного участка истца с кадастровые номером № затронута не будет, что наглядно проиллюстрировано схемой земельного участка, л.д. 167.
Доводы Корнилова А.А. о том, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не мог превышать 30 рабочих дней, являлись предметом оценки суда первой инстанции и были правомерно отклонены со ссылкой на положения с абз. 2-6 пп. «б» п. 16 Правил.
Согласно названным положениям договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 30 рабочих дней – для заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 Правил, при одновременном соблюдении следующих условий: технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя осуществляется к электрическим сетям классом напряжения 0,4 кВ и ниже; расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства составляет не более 15 метров; отсутствует необходимость урегулирования отношений с лицами, являющимися собственниками или иными законными владельцами земельных участков, расположенных полностью или частично между ближайшим объектом электрической сети, имеющим указанный в заявке класс напряжения и используемым сетевой организацией для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, и земельным участком заявителя; от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых, организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств, а также по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности).
Материалами дела подтверждается, что условия присоединения объекта истца перечисленным выше критериям не соответствуют, в частности, от сетевой организации потребовалось выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций. Согласно п. 10 Технических условий сетевая организация осуществляет, в том числе, мероприятия по усилению существующей сети, строительство ВЛИ-0,4 кВ от опоры № 7 ВЛИ-0,4 кВ ф. 2 от ТП-464 до границы участка заявителя. Как предусмотрено абз. 5 п. 32 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» в состав расходов на инвестиции включаются расходы, связанные с развитием существующей инфраструктуры, в том числе с развитием связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, расходов на реконструкцию линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств и установку компенсирующих устройств для обеспечения качества электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства) в целях обеспечения надежности работы электрических станций, присоединяемых энергопринимающих устройств и ранее присоединенных потребителей, а также расходы на установку на принадлежащих сетевой организации объектах электросетевого хозяйства устройств компенсации и регулирования реактивной мощности и иных устройств, необходимых для поддержания требуемых параметров надежности и качества электрической энергии. Таким образом, правомерно утверждение ответчика о том, что выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства (мероприятия по усилению существующей сети ВЛИ-0,4 кВ ф.2 от ТП-464) подлежит включению в инвестиционную программу АО «ПСК». В связи с изложенным при определении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта истца срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению правомерно был определен как 6 месяцев, данный срок предусмотрен для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы истца не нашли своего подтверждения, основаны на ошибочном толковании норм права и фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Вместе с тем оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и спор по существу разрешен верно. Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и обоснованно применены к отношениям сторон нормы материального и процессуального права, в связи с чем основания для изменения или отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
По изложенным основаниям судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы истца.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 03 мая 2024 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи
