ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 10RS0011-01-2024-014197-65 |
Дата поступления | 27.02.2025 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления → прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Никитина Анастасия Викторовна |
Дата рассмотрения | 25.04.2025 |
Результат рассмотрения | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Суд (судебный участок) первой инстанции | Петрозаводский городской суд |
Номер дела в первой инстанции | 2а-1391/2025 (2а-9873/2024;) ~ М-9076/2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Нуриева А.В. (Пгс) |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Передача дела судье | 28.02.2025 | 08:37 | 28.02.2025 | ||||||
Судебное заседание | 24.03.2025 | 11:10 | Отложено | необходимость совершения иных процессуальных действий | 28.02.2025 | ||||
Судебное заседание | 07.04.2025 | 10:30 | Отложено | необходимость совершения иных процессуальных действий | 24.03.2025 | ||||
Судебное заседание | 25.04.2025 | 10:00 | Вынесено решение | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ | 07.04.2025 | ||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 19.05.2025 | 15:00 | 21.05.2025 | ||||||
Передано в экспедицию | 21.05.2025 | 10:00 | 21.05.2025 |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Заместитель руководителя УФНС России по РК Оборин А.Г. | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Лобарев Вечеслав Петрович | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | МИФНС России по СЗФО | ||||||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Устинов Игорь Александрович | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | УФНС России по РК | 1001048511 | 1041000270002 |
Судья Нуриева А.В. №
№
№
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 апреля 2025 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Соляникова Р.В.,
судей Никитиной А.В., Кузнецовой И.А.
при секретаре Сафоновой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ по административному делу по административному исковому заявлению Лобарева В. П. к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Карелия о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Никитиной А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лобарев В.П. обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что на основании решения заместителя руководителя Управления ФНС по Республике Карелия Вятчиной В.В. № от ХХ.ХХ.ХХ в период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в отношении Лобарева В.П. была проведена выездная налоговая проверка, предметом которой являлся налог на доходы физических лиц (НДФЛ) за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ. Согласно акту налоговой проверки № от ХХ.ХХ.ХХ Лобаревым В.П. в нарушение п. 2 cт. 228, п. 3 cт. 208, п. 1 cт. 210, п. 3 cт. 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс РФ) не исчислен налог на доходы физических лиц за 2020 год в сумме № с дохода, зачисленного на счет № в Landesbank Baden-Wuerttemberg, Германия. Решением налогового органа от ХХ.ХХ.ХХ № Лобарев В.П. привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде взыскания недоимки по налогу на доходы физических лиц, полученные в 2020 году, в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса РФ в сумме № руб.; штрафа в соответствии с п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ за неуплату НДФЛ за 2020 год в размере № руб. С указанным решением истец не согласен, обращая внимание на то, что счет депо № им не открывался, он был открыт банком в соответствии с заключенным в 2017 году договором об управлении активами и используется банком для совершения различных инвестиционных операций в ценные бумаги с использованием денежных средств Лобарева В.П. (№ евро), перечисленных банком с его инвестиционного счета № №. Движение денежных средств по счету депо № и какой-либо остаток средств на этом счете депо не может рассматриваться как доход Лобарева В.П. По мнению истца, денежные средства на счете депо в сумме № евро (код CRS503) в 2020 году являются выручкой от купли-продажи ценных бумаг (инвестиционных операций банка) и не могут быть отнесены к доходу Лобарева В.П., подлежащему налогообложению НДФЛ. В период с августа 2017 года по настоящее время денежные средства в сумме № евро используются банком LBW для инвестиций в ценные бумаги/акции без каких-либо выплат Лобареву В.П. в виде процентов или иных выплат в связи с получением какого-либо инвестиционного дохода. Полученные от банка отчеты по портфелю за периоды ХХ.ХХ.ХХ - ХХ.ХХ.ХХ, ХХ.ХХ.ХХ - ХХ.ХХ.ХХ свидетельствуют об отсутствии у Лобарева В.П. налогооблагаемого дохода в 2020 году. Указывает, что независимо от результатов инвестиционной деятельности банка с использованием средств Лобарева В.П. и получения банком дохода от этой деятельности, отражение стоимости ценных бумаг и операций на счете депо не может рассматриваться как доход истца. Доходом Лобарева В.П. будет являться перечисление части дохода, полученного банком, на текущий или депозитный счета истца в данном банке при прекращении договора на управление финансовыми активами и закрытии инвестиционного счета. До совершения такого действия такой доход остается в распоряжении банка и реинвестируется. С учетом изложенного, административный истец просит признать незаконным решение Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия № от ХХ.ХХ.ХХ о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Северо-Западному федеральному округу, заместитель руководителя УФНС России по Республике Карелия Оборин А.Г.
Решением суда в удовлетворении административных исковых требованиях отказано.
С состоявшимся по делу судебным постановлением не согласен административный истец, в апелляционной жалобе и дополнительных пояснениях к ней указывает, что судом первой инстанции не были учтены доказательства отсутствия у него налогооблагаемого дохода в 2020 году. Полагает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и сделал выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, при этом полностью проигнорировал пояснения привлеченного к участию в деле специалиста, в связи с чем неправильно применил нормы Налогового кодекса РФ и вынес незаконное решение. Пояснения специалиста в совокупности с представленными в дело выпиской из электронных документов CRS, отчетами банка и другими документами свидетельствуют об отсутствии у Лобарева В.П. налогооблагаемого дохода в 2022 году и незаконности позиции ответчика и решения суда. Обращает внимание, что согласно отчету банка за 2020 год стоимость активов, приобретенных банком с использованием средств Лобарева В.П., за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ уменьшилась с № евро до № евро, соответственно, налогооблагаемый доход за 2020 год у административного истца отсутствует. Кроме того, полагает, что суд первой инстанции не учел, что административный истец Лобарев В.П. не имел физической возможности каким-либо образом контролировать деятельность банка по управлению активами и распоряжаться результатами этой деятельности в течение 2020 -2022 гг. в связи с пандемией COVID, а также по состоянию здоровья по причине проведения сложных операций на сердце (2021 – 2022 гг.). Просит отменить решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ, принять по делу новое решение, признать незаконным решение № от ХХ.ХХ.ХХ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное заместителем руководителя Управления ФНС по Республике Карелия.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного ответчика УФНС России по Республике Карелия заместитель руководителя Лебедева Л.А. полагает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу Лобарева В.П. не подлежащей удовлетворению. Полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что информация о доходе истца подтверждается сведениями, полученными от компетентного органа иностранного государства, оформленными в установленном порядке. Посредством обмена информацией с Федеральным налоговым центром (BZSt) Германии получена информация о том, что за 2020 год на принадлежащий Лобареву В.П. счет № в Landesbank Baden-Wuerttemberg (IN ОФР 2899/014/09009, Германия) начислено (код валюты - EUR (евро)): № EUR (евро) (тип выплаты: CRS503 - Валовой доход от реализации/ отчуждения финансовых активов), № № EUR (евро), (тип выплаты: CRS504 - Прочий доход от финансовых активов). Выписки из указанных электронных документов были использованы для проведения налоговым органом контрольных мероприятий, в том числе при направлении требований налогоплательщику, и приобщены к материалам проверки. Отмечает, что обязанность по предоставлению декларации по форме 3-НДФЛ за 2020 год в срок не позднее ХХ.ХХ.ХХ с отражением доходов от реализации финансовых активов, прочего дохода от финансовых активов, полученных от источников за пределами Российской Федерации, налогоплательщиком исполнена не была. Не исполнив данную обязанность, налогоплательщик также не воспользовался правом представить документы (информацию), подтверждающие расходную часть по операциям с ценными бумагами. Обращает внимание на то, что вопреки утверждению административного истца налоговый орган не рассматривал остаток денежных средств на счете № в качестве дохода Лобарева В.П. Основанием для начисления НДФЛ послужили документы, направленные в адрес ФНС России в рамках международного автоматического обмена финансовой информацией компетентным органом иностранного государства, свидетельствующие о получении истцом дохода в 2020 году от реализации финансовых активов. Административный ответчик просит оставить решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ без изменения, апелляционную жалобу административного истца без удовлетворения.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель заинтересованного лица МИ ФНС России по Северо-Западному федеральному округу Алексеев С.А. полагает решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы Лобарева В П. не подлежащими удовлетворению. Обращает внимание, что доводы апелляционной жалобы дублируют доводы административного искового заявления, которым уже дана надлежащая оценка в решении суда первой инстанции. Считает, что разъяснения специалиста не подтверждают довод заявителя об отсутствии налогооблагаемого дохода. Кроме того, указывает, что обстоятельство получения налогоплательщиком дохода подтверждается сведениями компетентного органа иностранного государства, в данном случае Федерального налогового центра Германии, полученными по форме, предусмотренной Конвенцией. Просит оставить решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ без изменения, апелляционную жалобу Лобарева В.П. без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец и его представитель Устинов И.А. поддержали апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель административного ответчика Максимова Н.А., действующая на основании доверенности, полагала апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Иные участвующие в деле лица, своих представителей, в суд апелляционной инстанции не направили, о слушании дела извещены.
Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что налоговым органом в отношении Лобарева В.П. в период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ была проведена выездная налоговая проверка, предметом которой являлся налог на доходы физических лиц, проверяемый период - с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ.
По результатам проверки составлен акт проверки от ХХ.ХХ.ХХ №, согласно которому в ходе выездной налоговой проверки установлено, что на имя истца в банке Landesbank Baden-Wuerttemberg (Германия) (далее - Банк) открыты следующие счета:
- № № - операционный (текущий) счет (дата открытия ХХ.ХХ.ХХ),
- № № - депозитарный (для длительного хранения средств) (дата открытия ХХ.ХХ.ХХ),
- № № - инвестиционный счет (дата открытия ХХ.ХХ.ХХ).
Между налогоплательщиком и Банком заключен договор об управлении активами от ХХ.ХХ.ХХ (далее - Договор), согласно п. 1 которого Лобарев В.П. поручает Банку управлять его соответствующими активами на всех счетах и счетах депо, которые открыты или были открыты Банком на основании прилагаемого заявления на открытие счета депо или в рамках текущего управления активами в соответствии с разделом 2.1 Договора. Если не оговорено иное, доход используется для реинвестирования (пункт 3 Договора).
Налоговым органом в акте отражено, что налогоплательщиком в нарушение положений п. 1 ст. 207, п. 3 ст. 208, п. 1 ст. 210, ст. ст. 214.1, 228, 229 НК РФ неправомерно не задекларирована сумма дохода, полученного от источников за пределами Российской Федерации в виде реализации/погашения финансовых активов и прочих доходов, что привело к неуплате НДФЛ за 2020 год в размере 3 193 869 руб.
Основанием для указанного вывода послужили электронные документы о счетах и доходах истца за 2020 год, полученные ФНС России в рамках международного автоматического обмена финансовой информацией от компетентного органа Федеративной Республики Германии - Федерального налогового центра (BZSt) Германии, свидетельствующие о получении налогоплательщиком на открытый в Банке счет депо № в 2020 году доходов в виде реализации/погашения финансовых активов в следующем размере:
- № EUR (евро) (№ руб.) (тип выплаты: CRS503 - Валовой доход от реализации / отчуждения финансовых активов),
- № EUR (евро) (№ руб.) (тип выплаты: CRS504 - Прочий доход от финансовых активов).
Исходя из условий договора об управлении активами (управление инвестиционным портфелем) от ХХ.ХХ.ХХ банку были предоставлены права по управлению активами клиента (Лобарева В.П.), при этом клиент в полном объеме мог получить информацию о совершенных сделках.
Вместе с тем, отчет о движении средств физического лица - резидента по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации за 2020 год Лобаревым В.П. не представлен, налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2020 год в срок до ХХ.ХХ.ХХ Лобаревым В.П. в налоговый орган не подавалась.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия от ХХ.ХХ.ХХ № Лобарев В.П. был привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ за неуплату суммы налога на доходы физических лиц за 2020 год, с начислением суммы штрафа в размере № руб. и доначислением НДФЛ за 2020 год в размере № рублей.
В связи с истечением срока давности Лобарев В.П. не был привлечен к налоговой ответственности за непредставление в установленный срок налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2020 год.
Лобарев В.П. обжаловал решение налогового органа от ХХ.ХХ.ХХ в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по Северо-Западному федеральному округу.
Решением от ХХ.ХХ.ХХ №@ апелляционная жалоба Лобарева В.П. оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с принятым налоговым органом решением от ХХ.ХХ.ХХ, Лобарев В.П. обратился в суд с настоящим административным иском.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что информация о доходах налогоплательщика Лобарева В.П. за пределами Российской Федерации за 2020 год в сумме № евро получена налоговым органом в рамках международного автоматического обмена финансовой информацией с Федеративной Республикой Германией, видом указанного дохода согласно коду CRS503 является именно доход от реализации финансовых активов, находящихся на счете №, а не какой-либо иной доход, при этом декларация по налогу на доходы физических лиц за 2020 год Лобаревым В.П. налоговому органу не предоставлена, соответствующий налог не оплачен, в связи с чем пришел к выводу о том, что оснований для признания решения налогового органа незаконным не имеется.
Выводы суда об отказе в удовлетворении административного иска основаны на правильном применении положений ст. ст. 23, 41, 45, 208 – 210, 214.1, 228 Налогового кодекса РФ, Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25.01.1988 и Соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29.10.2014, оснований для отмены решения суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (здесь и далее – в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки.
Согласно п. 1 ст. 207 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно пп. 5 п. 3 ст. 208 Налогового кодекса РФ для целей главы 23 Налогового кодекса РФ к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, относятся, в том числе, доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации; за пределами Российской Федерации акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставных капиталах иностранных организаций; прав требования к иностранной организации, за исключением прав требования, указанных в четвертом абзаце пп. 5 п. 1 указанной статьи; иного имущества, находящегося за пределами Российской Федерации.
Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации (ст. 209 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 указанного Кодекса.
Согласно ст. 214.1 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами учитываются доходы, полученные по следующим операциям: 1) с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг; 2) с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг; 3) с производными финансовыми инструментами, обращающимися на организованном рынке; 4) с производными финансовыми инструментами, не обращающимися на организованном рынке, без учета операций с производными финансовыми инструментами, перечисленных в соответствии с пп. 5 настоящего пункта; 5) с производными финансовыми инструментами и иными инструментами, которые предусмотрены п. 1 ст. 4.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».
В соответствии с п. 10 ст. 214.1 Налогового кодекса РФ расходами по операциям с ценными бумагами и расходами по операциям с производными финансовыми инструментами признаются документально подтвержденные и фактически осуществленные налогоплательщиком расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг, с совершением операций с производными финансовыми инструментами, с исполнением и прекращением обязательств по таким сделкам. Перечень расходов подробно приведен в указанном пункте ст. 214.1 Налогового кодекса РФ.
Учет расходов по операциям с ценными бумагами и расходов по операциям с производными финансовыми инструментами для целей определения налоговой базы по соответствующим операциям осуществляется в порядке, установленном настоящей статьей (п. 11 ст. 214.1 Налогового кодекса РФ).
В силу п. 12 ст. 214.1 Налогового кодекса РФ в целях настоящей статьи финансовый результат по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в п. 10 настоящей статьи.
Финансовый результат определяется по каждой операции и по каждой совокупности операций, указанных соответственно в пп. пп. 1 - 5 п. 1 настоящей статьи. Финансовый результат определяется по окончании налогового периода, если иное не установлено настоящей статьей.
Исчисление и уплату налога в соответствии с п. 1 ст. 228 Налогового кодекса РФ обязаны производить физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исходя из сумм таких доходов.
Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год (ст. 216 НК РФ).
Пунктом 3 ст. 142.3 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и территориальные налоговые органы вправе использовать финансовую информацию организаций финансового рынка и компетентных органов иностранных государств (территорий), полученную в соответствии с настоящей главой, при осуществлении своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно п. 4 ст. 142.3 Налогового кодекса РФ финансовая информация в электронной форме от организаций финансового рынка и компетентных органов иностранных государств (территорий), поступившая в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, приравнивается к информации, полученной на бумажном носителе.
ФНС России осуществляет международный автоматический обмен информацией с компетентными органами иностранных государств на основании ст. ст. 4, 6 Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25.01.1988 с изменениями, внесенными Протоколом от 27.05.2010, ратифицированной Федеральным законом от 04.11.2014 № 325-ФЗ, и многостороннего Соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29.10.2014 (далее – Соглашение CRS), подписанного ФНС России на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.04.2016 № 834-р.
Согласно п. 1.1 раздела 2 Соглашения CRS обмен информацией производится автоматически компетентными органами на ежегодной основе в электронной форме в соответствии с применимыми правилами отчетности и идентификации, соответствующими требованиям международного Единого стандарта отчетности.
В пп. «е» п. 2 раздела 2 указанного Соглашения определена информация, подлежащая обмену, по любым счетам депо:
(1) общая сумма процентов брутто, общая сумма дивидендов брутто, а также общая сумма брутто иного дохода, полученного в отношении активов, хранящихся на счете, в каждом отдельном случае, уплачиваемая или зачисляемая на счет (или в отношении счета) в течение календарного года или другого соответствующего отчетного периода; и
(2) общая валовая сумма от продажи или погашения Финансовых активов, выплаченных или зачисленных на счет в течение календарного года или другого соответствующего отчетного периода, в отношении которого Подотчетная организация финансового рынка действовала в качестве кастодиального депозитария, брокера, номинального владельца или иным образом в качестве Владельца счета.
Постановлением Правительства РФ от 09.04.2018 № 428 утверждены Правила передачи финансовой информации и страновых отчетов компетентным органам иностранных государств (территорий) и получения финансовой информации и страновых отчетов Федеральной налоговой службой, а также требования к защите передаваемой информации (далее – Правила № 428).
Пунктом 3 указанных Правил определено, что Федеральная налоговая служба осуществляет автоматический обмен информацией в сроки, установленные следующими международными договорами Российской Федерации, предусматривающими автоматический обмен информацией:
многостороннее Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29.10.2014 (приведенное выше Соглашение CRS);
многостороннее Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене страновыми отчетами от 27.01.2016;
иные двусторонние и (или) многосторонние международные соглашения, заключенные от имени Российской Федерации Федеральной налоговой службой.
В пп. «f» раздела 1 Соглашения CRS для целей настоящего Соглашения определено понятие Единого стандарта отчетности, которое обозначает стандарт для автоматического обмена информацией в отношении финансовых счетов по налоговым делам (который включает в себя Комментарии), разработанный Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD, ОЭСР) совместно со странами Большой двадцатки.
Согласно п. 5 раздела 3 Соглашения CRS компетентные органы будут производить автоматический обмен информацией, указанной в Разделе 2, по схеме единого стандарта отчетности на Расширяемом языке разметки текста «Extemble Markup Language» (далее XML-схема Единого стандарта отчетности).
Пунктами 2 и 4 Правил № 428 предусмотрено, что автоматический обмен информацией осуществляется посредством передачи и получения на автоматической основе электронных документов установленного формата.
Таким образом, приведенными выше положениями международных соглашений и внутрироссийских нормативных актов, принятых во исполнение указанных соглашений, предусмотрен электронный документооборот установленного формата между ФНС России и компетентными органами иностранных государств в рамках международного автоматического обмена финансовой информацией, что является достаточным правовым основанием для использования полученной информации при проведении налогового контроля.
В рамках указанного обмена в ФНС России передаются, в частности, сведения о наличии счетов российского налогового резидента в иностранной организации финансового рынка, сумме поступлений (пассивных доходов) на этот счет за отчетный период и остатках на счетах на конец отчетного периода.
Полнота и достоверность информации о финансовых счетах обеспечивается соответствующими иностранными организациями финансового рынка (ИОФР) и иностранными компетентными органами, которые осуществляют необходимый комплекс процедур по идентификации лиц, имеющих признаки принадлежности к Российской Федерации, и передают такую информацию в ФНС России на основании Конвенции и Соглашения CRS.
Информация о доходах налогоплательщика Лобарева В.П. за пределами Российской Федерации за 2020 год в сумме № евро по коду CRS503, в сумме № евро по коду CRS504 была получена ФНС России в рамках международного автоматического обмена финансовой информацией с Федеративной Республикой Германией.
Видом дохода согласно коду CRS503 является валовая сумма поступлений/погашений, CRS504 – прочее.
Согласно абз. 18 раздела 4 «Платеж» ХML-схемы Единого стандарта отчетности с кодом CRS 503 – Cross Procceeds/Redemptions – передается информация о валовом доходе от реализации или отчуждения финансовых активов, уплаченных или начисленных на счет в течение календарного года или иного соответствующего отчетного периода, в отношении которого подотчетная финансовая организация действует в качестве кастодиана (доверительного управляющего), брокера, номинала или иным образом в качестве агента для владельца счета.
В разделе В «Комментарии по Единому стандарту отчетности» ч. 3 Единого стандарта отчетности содержатся разъяснения по отдельным терминам в контексте валовых доходов от реализации или выбытия финансовых активов. Так, в п. 17 указано, что понятие реализации или выбытия означают любую продажу или выбытие финансовых активов, установленных независимо от того, признается ли владелец таких финансовых активов субъектом налогообложения в части такой продажи или выбытия или нет.
В п. 19 указанных разъяснений, отражено, что при продаже финансовых активов, которая приводит к возникновению платежей в виде валового дохода (поступлений), финансовая организация учитывает дату, на которую валовый доход был выплачен или иным образом стал доступен лицу, имеющему право на такую выплату.
В п. 20 разъяснено, что общий валовый доход от реализации или выбытия означает общую сумму, полученную в результате продажи или выбытия финансовых активов.
В п. 24 указано, что в понятие финансового актива входят и ценные бумаги и любое иное участие в ценных бумагах.
Оснований полагать, что в рамках международного автоматического обмена финансовой информацией с Федеративной Республикой Германия ФНС России была получена недостоверная финансовая информация о доходах налогоплательщика Лобарева В.П. за пределами Российской Федерации, у судебной коллегии не имеется.
Отсутствие указания на вид финансовых активов, реализованных Лобаревым В.П. в спорный налоговый период, и способа их реализации, правового значения для разрешения настоящего спора не имеет, поскольку в силу ст. ст. 208, 210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, от источников за пределами Российской Федерации, которые подлежат налогообложению НДФЛ по ставке 13% в силу абз. 2 п. 1 ст. 224 Налогового кодекса РФ.
Административным истцом не представлено доказательств того, что полученные налоговым органом в рамках международного автоматического обмена финансовой информацией сведения о наличии у Лобарева В.П. дохода за пределами Российской Федерации за 2020 год в сумме № евро по коду CRS503 в виде дохода от реализации финансовых активов, находящихся на счете №, недостоверны, не являются доходом применительно к терминологии Налогового кодекса РФ либо являются каким-либо иным доходом, не подлежащим налогообложению.
Более того, административный истец в ходе рассмотрения фактически признавал, что реализации иностранным Банком ценных бумаг, отраженных на счете депо, действительно имела место, однако полагал, что основания для налогообложения сумм, полученных от их реализации, отсутствуют ввиду последующего приобретения новых ценных бумаг (реинвестирования). Вместе с тем, о праве на налоговый вычет административным истцом не заявлено, доказательств наличия оснований для его получения не представлено, данное право истцом не реализовано.
Ссылка административного истца на то, что на счетах депо производится регистрация ценных бумаг, не свидетельствует о недостоверности полученных налоговым органов сведений о реализации финансовых активов Лобарева В.В. и о размере полученных от данной реализации доходов, поскольку отчуждение финансового актива, учет которого производился на счете депо, исходя из приведенных выше положений Соглашения CRS и разъяснений к нему, влечет отражение данной операции также на счете депо и информирование о ней уполномоченного налогового органа Российской Федерации.
Центральный Банк Российской Федерации в ответе на запрос суда также указал, что операции по счету депо осуществляются депозитарием по поручению лица, которому открыт счет (депонент), при этом депозитарная деятельность не предполагает учет на своих счетах депо денежных средств, принадлежащих депонентам, и состоит в оказании услуг по учету и переходу прав на ценные бумаги, а также по хранению определенных ценных бумаг.
Вместе с тем, исходя из п. 2 раздела 2 Соглашения CRS информация об общей суммы от продажи или погашения финансовых активов, выплаченных или зачисленных на счет в течение календарного года или другого соответствующего отчетного периода, по любым счетам депо в отношении подотчетного лица подлежит обмену между компетентными органами государств в рамках указанного соглашения.
Доводы административного истца о необходимости применения к спорным правоотношениям законодательства, регулирующего деятельность инвестиционных фондов, также являются несостоятельными, поскольку содержание договора об управлении активами, заключенного Лобаревым В.П. с Landesbank Baden-Wuerttemberg (Германия), указывает на то, что Банк не является паевым инвестиционным фондом или управляющей организацией такового; доверительное управление активами Лобарева В.П. осуществляется путем купли-продажи доверительным управляющим (Банком) ценных бумаг, принадлежащих налогоплательщику; налоговым агентом административного истца применительно к положениям ст. 226.1 Налогового кодекса РФ Банк также не является.
Иные доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней повторяют позицию заявителя, поддержанную в суде первой инстанции, которая уже была предметом исследования и оценки суда, оснований не согласиться с выводами суда по существу спора у судебной коллегии не имеется. Достаточных правовых оснований для отмены обжалуемого решения, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, апелляционная жалоба не содержит.
Отказ суда в удовлетворении заявленных требований является законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, поэтому судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи
